БЛОГ СКАУТ-АКАДЕМИИ

«Академия управления проектами и инновациями»

Учиться и учить: чек лист для IT-тренера


Начну с очевидного - чтобы быть IT-тренером недостаточно чувствовать себя в своей любимой теме как рыба в воде. Одно дело хорошо разбираться самому, сложнее  — научить других. Это требует новых навыков, перехода на другой уровень. Есть масса примеров, когда отличный менеджер проекта оказывается неуспешным Agile - тренером, коучем (что еще  серьезнее).

В этой статье мы разберём ключевые отличия между профессиональным IT-тренером и классным специалистом, спикером, но “слабым” тренером. В результате должен получиться чеклист, полезный начинающим тренерам для самопроверки. Подойдет он и тем, кто сейчас находится в поиске специалиста для собственного или корпоративного обучения.

РЕФЛЕКСИЯ И БЫСТРОЕ “ОБНОВЛЕНИЕ И ПЕРЕЗАГРУЗКА”

А зачем Вы лично это делаете? Зачем Вам быть тренером? У Вас есть ответы на эти вопросы? Надеюсь, что есть, иначе дальше будет не очень понятно.

С чего начинаются “тренерские неудачи”? Одна из причин - обучение по шаблонной программе. Да еще и не своей, а кем-то разработанной и очень “продвинутой” с кучей эффектных методов. То что работает у других не всегда будет работать у вас. С упорством олимпийцев начинающие IT-тренера повторяют одни и те же ошибки. Ретроспектива по итогам обязательна, но не достаточна. Ключевой навык - это умение быстро перестраиваться в любой ситуации по ходу процесса обучения,  точно попадая в цель.

Каждая новая группа уникальна и неповторима, у участников свой опыт, свои “шишки” и свои ожидания от обучения. Действовать по шаблону не эффективно, но и феерия в стиле TED может превратить тренинг в шоу, далекое от целей обучения, которые вам поставил заказчик (или вы сами).

Любая импровизация должна быть осознанной и, конечно, подготовленной. Ситуация, когда вместо ожидаемых двадцати участников - пришли только четыре, не должна стать для вас поводом отменить обучение.  Улыбнулись, “приняли” запрос тех, кто пришел и осознанно двигаетесь к цели вместе с участниками. Хороший тренер это умеет.

Кстати, осознанность - ключевой принцип успешного обучения взрослых. Это к вопросу “А зачем Вам быть тренером?” :)

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Интегрирование различных форматов  и методов обучения - это must для IT-тренера. Важно уметь выбирать оптимальный вариант для конкретной аудитории и задач, которые необходимо решить. Так, например, вебинары отлично работают, в ситуациях, когда требуется дать общую информацию для многочисленной аудитории, разбор кейсов помогает освоить конкретные инструменты, алгоритмы и техники в ситуациях, приближенных к боевым. На тренинге можно глубоко проработать конкретный навык, формат семинара позволяет интенсивно обучать большое количество участников. Работа в парах дает 100 шагов вперед на пути к результату.  Для каждой задачи есть подходящий формат. Чем больше их в вашем арсенале - тем вариативнее и качественнее ваша работа.

СВЯЗЬ ТЕОРИИ С РЕАЛЬНОСТЬЮ

Еще один навык в тренерской работе  - “заземление”, применимость полученных знаний на практике (конкретной ситуации). Мы не в школе и не в университете, где студенты не понимают “зачем им философия”, а преподаватели “начитывают материал”, потому что в деканат нужно отдать закрытую ведомость. Такой подход в тренерской работе совершенно неприемлем. Хороший тренер не просто приводит “вкусные и яркие” примеры, а создает условия в которых можно получить практический опыт. Например, вы знаете что такое “ретроспектива” для проекта, как ее проводить и в чем ее польза, но так ни разу и не попробовали в деле. Хороший тренер покажет инструменты и научит вас ДЕЛАТЬ это. Если, конечно, вы сами этого хотите (возвращаясь к осознанности).

ЭМПАТИЯ и SOFT SKILLS

Про эмпатию много чего сказано и написано но не факт, что правильно понято.  

Это не только думать про себя, что понимаешь эмоции других, быть открытым и настраиваться “на волну участников”. Это, в первую очередь, быть в “контакте с самим собой”, осознавать свои эмоции и доверять им. Только в этом случае, вы поймете эмоции других. Даже если другие свои эмоции в этот момент не осознают. Для этого не обязательно быть психологом. Любое взаимодействие на уровне человек-человек гораздо эффективнее, если есть место проявлению эмпатии.

Если вы решили встать на путь тренерства в IT-сфере, и обладаете отличным структурным мышлением, владеете гибким подходом и используете инновационные технологии - все это может оказаться бесполезным, если не будет эмоционального контакта с группой.

Здесь же стоит сказать и про разделение ответственности тренера и группы. Процесс эффективен, когда ответственность делится “фифти-фифти”. Опасно  считать себя ответственным за все происходящее во время обучения  - группа с легкостью может этим воспользоваться и последствия для тренера будут не самые приятные. Учитесь разделять ответственность, рационально тратить свою энергию - это позволит снизить риск профессионального и эмоционального выгорания.

Особое место занимает умение тренера управлять групповой динамикой, способность “чувствовать группу”, перестраивать процесс обучения, управлять конфликтом, мотивировать и вдохновлять  “уставших”, “скучающих” и других “трудных” участников.

ЛИЧНЫЙ ИМИДЖ

Внешний вид тренера, качество речи, уверенное поведение - все это влияет на восприятие в том числе информации, которую вы транслируете.

На что в первую очередь обращают внимание участники обучения? Чаще всего именно на тренера, на его личность. Это, к слову, у классных IT-спикеров “хорошо поставлено” и отработано. Личное продвижение - обязательная составляющая современного рынка вообще, а в IT-сфере для этого есть масса возможностей.

Конечно, важно уметь правильно себя подать. Но не переусердствуйте, харизма спикера - это значимо, но не главная ценность. Хороший тренер “широко известен в узких кругах”, а значит признан профессиональным сообществом. Развитие - процесс постоянный, учиться никогда не поздно.

PS: IT-тренер - это не бизнес-тренер. Это не универсальный специалист на “все руки”. Это, прежде всего, профессионал в своей специфике в IT-сфере. Это тот, кто умеет объединять три составляющих: академические знания, бизнес-опыт применения этих знаний, умение обучать (быть тренером).  

Автор:

Шилова Ирина

Бизнес-тренер, коуч, руководитель учебного центра «СКАУТ- Академия»

Эксперт направлений:

  • Личная эффективность
  • Персональный и командный коучинг

ЗАДАТЬ ВОПРОС

Комментарии:

МЫ ПРИШЛЕМ ВСЕ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ НА ВАШУ ПОЧТУ