БЛОГ СКАУТ-АКАДЕМИИ

«Академия управления проектами и инновациями»

Сложные задачи, которые развивают лидерские качества

14_content.jpg

Вопреки распространенному мнению о том, что развитие личности человека завершается к 21-25 годам, последние масштабные исследования показывают: люди продолжают развиваться на протяжении всего жизненного пути. Это особенно заметно на примере профессионального роста, поскольку профессиональный, а вместе с тем и карьерный рост неразрывно связаны с развитием личности. Поэтому взращивание лидерских качеств среди руководителей среднего и высшего звена становится ключевым приоритетом в кадровой политике компаний.

Эти люди не боятся брать на себя ответственность, когда дело принимает серьезный оборот; никогда не отчаиваются и готовы двигаться вперед, вдохновлять и вести за собой команду. Такие сотрудники – главная ценность компании. Очевидно, что для того, чтобы иметь успех в карьере, нужно быть лидером. Важно понять, на каком этапе вы сейчас находитесь и что необходимо для того, чтобы двигаться дальше. Здесь весомым критерием становится уровень задач, которые вам удается эффективно решать в процессе своей деятельности. Задачи, с которыми ежедневно сталкивается любой руководитель, можно разделить на 4 вида по уровню сложности:

1. Простые односложные задачи - такие задачи основаны на повторяющихся явлениях и связаны с исполнением налаженных процессов. Такие задачи, как правило, требуют технической компетенции и знаний последовательностей бизнес-процессов. Легко прослеживается причинно-следственная связь между проблемой, ее причиной и решением. Методики решения такой задачи просты и понятны, - необходимо следовать инструкциям и учитывать известные факты.

Примеры таких задач: выполнение заявки на поддержку клиента через заявочный сервис; распределение сотрудников по рабочим местам; решение вопроса о замене заболевшего сотрудника и т.д.

Задачу менеджера при возникновении проблемы такого уровня можно обозначить как "регулярный менеджмент". Требуется обеспечить исполнения регламентов, не допускать появления ошибок и сбоев. В данном случае руководителю достаточно экспертных знаний в конкретной области и наличие подтвержденных полномочий по принятию решения. Это еще не уровень настоящего Лидера, однако своевременное и корректное решение таких задач обеспечивает устойчивость бизнес-модели Компании и ее стабильную деятельность.

2. Многосложные задачи - это задачи со множественными взаимозависимостями, затрагивающие одновременно несколько сфер деятельности. Это решения, которые влияют одновременно на несколько уровней. Причины, проблемы и методы и последствия их решения уже не так очевидны, но могут быть выявлены путем детального всестороннего анализа. Такие задачи требуют экспертного исследования. Как правило, существуют «Best practices», которые предлагают несколько путей решения проблем такого уровня.

Примерами таких задач может служить внедрение новой технологии на производстве; проект по переходу на новую систему управленческого учета, разработка новых бизнес-процессов, затрагивающих несколько подразделений.

На данном уровне основная задача руководителя – собрать нужных экспертов, проанализировать вопрос с разных точек зрения и принять решение. Для того, чтобы эффективно решать многосложные задачи, руководителю недостаточно быть экспертом, - ему нужно объединить команду, нацелить ее не решение задачи. Поэтому людей в компании, которые способны решать задачи такого уровня – можно выводить на уровень ведущих специалистов и «тимлидов» (менеджмент среднего звена). Очень часто здесь начинают свой осознанный путь Лидера менеджеры проектов.  

3. Системные задачи – задачи с неопределенным набором последствий и эффектов на многих уровнях причинно-следственные взаимосвязи в них неочевидны. Анализ причин и путей решений затруднен и не дает прямых ответов. Система, в которой возникла проблема (задача) – находится в постоянном изменении, и решение, найденное сегодня, завтра может не сработать, либо такое решение может решить проблему лишь частично. Участники процессов такого уровня находятся в условиях неопределенности и стресса. В таких ситуациях усиливаются конфликты и противоречия. Для таких систем свойственна эмерджентность[i].

Пример системных задач: разработка и продвижение новых продуктов в условиях жесткой конкуренции; переход на аутсорсинг персонала; введение антикризисного управления; венчурные инвестиции и стартап-проекты.

Задачей Лидера становится не только работа со своей командой, но и выход на команды других уровней, объединение с другими лидерами, совместный поиск точек влияния на ситуацию. Поиск направлен на определение закономерностей и рычагов влияния. Такие задачи «по зубам» лишь настоящим Лидерам, которые способны создавать условия для креативности и развития своих команд; готовы применять метод проб и ошибок, катализировать малые позитивные изменения.

4. Есть еще задачи хаотичного уровня, - в которых скорость изменений и непредсказуемости очень велика. Это, так называемая, «зона высокой турбулентности», для которой характерны множественные конфликты и огромное ментальное напряжение. В таких условиях нет возможности и времени искать правильные ответы, и реакция настоящего Лидера направлена на сохранение спокойствия, поиск точек стабильности и с опорой на них – перевод контекста задачи в системный уровень.

Примерами таких задач являются форс-мажорные обстоятельства, острые кризисы, аварийные ситуации.

Важно понимать, что не каждый менеджер при столкновении со сложными задачами способен их эффективно решать и двигать свою команду вперед. А как это происходит у вас? Многие вызовы могут ставить руководителя в тупик и требуют кардинальных трансформаций личности. Само по себе столкновение со сложными задачами может стать толчком к переходу на следующий уровень. Первые шаги на пути к настоящему лидерству – работа с Командой: осознание собственной лидерской позиции и готовности ее проявлять; погружение в роль и овладение функциями лидера в команде; обретение способностей объединять команду на достижение единой цели, и довести ее до результата. Лидер в компании способен побуждать окружающих к действию.

Если вы хотите расти и развиваться как Личность, как Руководитель и как Лидер, - приходите на тренинг «Лидерство как способность управления Командой» 25-26 февраля.

[i] эмерджентность – качество системы, которое не присутствует ни у одного из ее элементов, несводимость свойств системы к сумме свойств её компонентов; синоним — системный эффект.

 



Автор:

Останина Мария

Бизнес-тренер, коуч, консультант, генеральный директор ГК "СКАУТ"

Эксперт направлений:

  • Стратегическое управление
  • Управление персоналом в IT-компании

ЗАДАТЬ ВОПРОС

Комментарии:

МЫ ПРИШЛЕМ ВСЕ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ НА ВАШУ ПОЧТУ